Аналитическая группа AD Wiser Перейти на главную Написать письмо НАМ            
Консалтинг AD Wiser Материалы AD Wiser Семинары AD Wiser Компания AD Wiser

Гениальные догадки о природе и свойствах информации, вызывающих удивительные эффекты в процессах управления человеческой деятельностью

Антикризисная программа для Красивого бизнеса

«Есть много, друг Горацио, такого, что и не снилось нашим мудрецам …»
У.Шекспир

Кибернетическое определение информации (по Шеннону) – «мера уменьшения неопределенности (энтропии)».
Пример простого практического применения информации – уменьшение неопределенности в процессах управления организацией. Процесс принятия решения предполагает анализ неопределенности, сбор и получение информации для более реальной оценки имеющихся альтернатив и принятие решения (выбор альтернативы) в том случае, если полученной информации достаточно для  оценки альтернатив. Такова общая кибернетическая модель процесса принятия решения.
Попробуем рассмотреть более детально феномен использования информации в процессах управления, отметив наиболее очевидные элементы мифологии в теории управления. Под мифом подразумеваем замену реального механизма или явления воображаемым, более понятным в силу традиции или установленных ограничений (либо принятых упрощений).
Первый рассматриваемый нами механизм – процесс принятия решений индивидом (в литературе – ППР). Рискнем предположить, расширив традиционную кибернетическую модель принятия решения, что для принятия решения индивид должен изменить нечто в своем сознании. Основой такого изменения будем считать полученную информацию.
Следует различать понятия «информация» и «данные». Для принятия одного и того же решения одним и тем же лицом может оказаться достаточным и очень малого и очень значительного объема данных. Притом, что количество информации для принятия решения остается одинаковым. Лица, принимающие решения, нуждаются именно в информации, а не в данных.
Сделанное предположение помогает понять роль информации в управлении и разрешает, в частности, давнюю проблему «избытка информации» - общее место в работах, посвященных информационному обеспечению управления, теории принятия решений, процессам принятия решений, организации управления. Информацией является лишь то, что может изменить сознание лица, принимающего решения. Остальной поток данных является мусором или шумом.
Проблема избытка данных при явной нехватке информации не решается уточнением, уплотнением, визуализацией, и другими видами усушки и утруски информации. Руководитель работает в условиях недостатка информации и избытка данных (шума). Проблема не в увеличении или структуризации потока данных, а в его уменьшении.
Мифом в данном случае является положение о том, что из потока данных можно вычленить информацию там содержащуюся (соответственно, потоки следует максимально структурировать). Осмелимся предположить, что структурирование потоков данных не дает эффекта, так как информации в них нет. Информация не восстанавливается из данных путем «возгонки, фильтрации, последующей адсорбции», а также индукции, дедукции, … ets. (При всём уважении к творчеству сэра Артура Конан Дойля). Отсутствие информации невозможно компенсировать улучшением обработки данных.
Источник этого мифа – предположение о возможности формализации («усушки») информации и передачи её в виде потока данных. Изучения феномена обучения позволяет сделать печальный вывод – информацию невозможно  формализовать для последующей передачи и воспроизведения. Формализуются только данные. Этим, кстати, объясняются неудачи в построении эффективных систем «дистантного» (удалённого) образования.
Попробуем обосновать это скандальное заявление (скандальное, так как делает сомнительными массу теорий и технологий, связанных с процессами передачи информации, иерархическими структурами и проч.).
Информация существует в виде потока и проявляет себя в изменении сознания человека. Поток этот, к сожалению, не может быть разделен на составные части для их формализации и передачи. Часть потока перестает быть информацией.
Примером тому служит феномен устного общения, где информация представляет целостный поток лексики, мимики, жестов (и множества других составляющих). По отдельности эти элементы передаются (хуже или лучше, формализуясь), но после передачи уже не оказывают воздействия, перестают быть информацией, так как теряют целостность.
Одно из практических следствий – утопичность идеи дистанционного образования в том виде, в каком это представляется специалистам в настоящее время. Поток информации исчезает в момент разделения и превращается в поток данных, которые не в состоянии изменить сознание обучаемого.
Образование, в отличие от инструктажа, предполагает изменение сознания обучаемого, что возможно лишь под воздействием целостного потока информации, генерируемого преподавателем. Лексическая составляющая (текст лекции, учебника), выделенная из информационного потока, не может оказать влияния на сознание обучаемого, так как представляет лишь его часть (и далеко не самую важную).
Информация имеет «Квантовый» характер. Разным людям для получения одной и той же информации (принятия одного и того же решения) необходимо разное количество данных. Информации не может быть «чуть-чуть недостаточно» для принятия решения – либо есть, либо нет. В момент принятия решения дальнейший поток данных теряет смысл.
Информация не передается, путем формализации. Хорошо передаются формализованные данные. Информация в процессе передачи необратимо повреждается или исчезает.
Миф, порождаемый заблуждением о возможности передачи информации – эффективность управленческих иерархических структур. Иерархическая парадигма управления предполагает:

  • эффективную (быструю и точную) передачу информации с одних уровней иерархии на другие;
  • эффективную обработку (сжатие, классификация, разделение) специализированными элементами управленческой структуры;
  • использование переданной, обработанной и накопленной информации руководителем.

Информация не существует вне динамической обратной связи, т.е. вне процесса коммуникации, её качество сильно зависит от реакции реципиента (того, на кого направлен процесс коммуникации). Сам термин «реципиент» глубоко ошибочен, т.к. подразумевает получение информации. Следовало бы условиться употреблять иной термин, эквивалентный термину «собеседник», только универсальный для любых типов коммуникаций. Беседа – не единственный вид коммуникации, в случае игровых видов коммуникации таким термином будет термин – «партнер».
Руководитель, получая большое количество данных о бизнес-процессах, находится в плену иллюзии обеспеченности информацией, в то время, как реальная и полная информация существует лишь на уровне бизнес-процесса.
Литература, драматические произведения, музыка оказывают влияние на сознание, следовательно, технологии эффективной передачи информации, всё-таки, существуют. Однако эти технологии связаны не с формализацией и расчленением информации, а с игровой деятельностью человека, в ходе которой сознание, действительно, изменяется.
Большинство стоящих перед менеджером практических задач, например передача миссии и стратегии организации от стратега сотрудникам, мониторинг бизнес-процессов,  сводятся к передаче информации и наиболее эффективно осуществляются игровыми способами – совместным обучением, играми и тренингами.
Такая постановка проблемы делает очевидной явную диспропорцию приоритетов затрат организаций: явно увеличенные затраты на развитие «информационных» (в значении – «компьютерных») технологий и явно недостаточное внимание организации обучения, коммуникации, игротехники, т.е. собственно технологий передачи информации.

Самохин Михаил

Ваш комментарий:

Имя:

E-mail:

Комментарий:

 

 
 

 

Расписание семинаров   

 
 
 
Customer Relationship Management
открытая дата
 
Бренды Компании
открытая дата
 
 
 
 
 
 

 

Блог AD Wiser   

Блог Motopapa   

Блог о CRM в России   

Имперя Красоты

Курсы обучения   
бизнесу владельцев   

 
Страница оплаты   Аудит Красивого Бизнеса   Бизнес с нами   Бизнес семинары   Материалы   О компании   Блог   Ссылки   

© 2007, «AD Wiser»