Ранее утро, метро переполнено сонным народом, уткнувшимся в газеты и книги желтоватого содержания.
Все они спешат занять свой квадратный метр, проплаченный работодателем, щедро обменявшим эффективность на возможность контроля. Особенное сочувствие вызывают сотрудники транснациональных компаний, привязынных с самого утра и до самого вечера к системе контроля кликов на входе и выходе. По утрам дорога к офису этих компаний напоминает финишную прямую, а лифт — последнее препятствие к заветному клику. Опоздав на минуту, ты становишься аутсайдером и попадаешь в черные списки злостных нарушителей общественного порядка.
Один из сотрудников такой компании говорит: « Я очень люблю свою работу, люблю свою профессию, я готов мириться со множеством правил и ЦУ, но есть одна проблема в этой жизни — я очень поздно ложусь спать в силу жизненных обстоятельств. Физическии и морально изматывает посещение офиса каждое утро с 8.30 утра и реально компания получает от меня пользу только после обеда. Если был бы гибкий подход к сотрудникам, задействованным в проектых работах, то лояльность и эффективность бы увеличилась в разы».
Вопрос приобретает интересный поворот: получается, что ради увеличения управляемости и контроля над сотрудниками ( а именно этот фактор называют противники гибких графиков работы), компании готовы отказываться думать, не применяя формы, так называемого, SMART труда («умный» труд). SMART труд подразумевает разрыв одной из нитей отношений между сотрудником и работодателем ради оптимизации и выгод обоих. Сотрудник получает свободу действий, научается самоконтролю, может одновременно работать в нескольких местах и ,самое главное, становится более лоялен компании, так как именно возможность распоряжаться собственным времени — это одно из ценнейших привилегий. А все мы знаем, как сложно найти идеального кандидата на позицию! Компания получает еще больше: не нужно платить за организацию рабочего пространства, налоги за сотрудника, не нужно массовых увольнений, если проект окончен, не нужно тратиться на аренду больших офисных пространств, ну и, конечно, компания имеет право платить меньше в обмен на привилегии «свободных» отношений. Профессионалы и просто организованные сотрудники охотнее прийдут в ту компанию, которая умеет думать и понимает, что результативность не равняется количеству времени, проведенного в стенах офиса. Таким образом, в команде не накапливается офисный планктон, оседающий бременем и прилипающей к зарплате, зачастуя не отрабатывая ее целиком. Как известно, в крупных компаниях, реально делают бизнес 20% сотрудников, а 80% «съедают» зарплату и результат первых.
В России тенденции SMART труда пока только зарождаются и свойственны компаниям, завязывающим отношения с дизайнерами, it-специалистами, журналистами и другими творческими специальностями. Во многом, дело не всегда в работодателе, но также и в касте специалистов. Еще не отойдя от советского строя, где за тебя думало государство, завод, университет — кто угодно, но только не ты сам, не все способны к самоорганизации и выбору в пользу свободы решений. Многих пугает, что теперь их жизнь полностью принадлжеит им самим и что, работая пару часов в неделю, можно зарабатывать столько же.
Радует одно — в России поднимается creative class (творческий класс) из современной молодежи, которая относится к офисному рабству с презрением, мечтает контролировать свой график работы и больше отдыхать, не дисскутирует на тему политики и общественной несправедливости, которая духовно сильнее многих из нас и стремится к раскрытию собственных талантов. Хотим мы того или нет, именно эта группа людей в ближайшие 10 лет перевернут отношения между корпорациями и наемными сотрудниками. Компаниям придется заниматься управлением взаимоотношениями не только с клиентом (CRM) их продукции, но и с самим сотрудников, достигая партнерских и взаимовыгодных контрактов.
Всех, кто стремится к результативности и разделяет мысли выше, просим обращаться по этому адресу:
[email protected]